Для составителей анкет → Как составить онлайн-тест

Тестирование стало модным и эффективным методом сбора информации, проверки уровня знаний, привлечения клиентов. Но одно дело проходить тесты самому, а другое — составлять их. Тест с непонятными формулировками и сложной механикой заполнения приводит к искажению конечного результата. В этой статье мы поделимся несколькими советами по созданию качественных онлайн-тестов.

 

 

Совет 1. Определитесь с целью создания теста.

 

Это действие кажется очевидным, но именно оно определяет стиль будущего теста. Если вы составляете его для какого-нибудь конкурса или викторины, то такой тест должен содержать некоторое число сложных и каверзных вопросов, потому что его цель — испытать знания, внимание и логику, выделить среди заполняющих лучших из лучших. Но если цель – проверить знания сотрудников или обучающихся, то тесту лучше подойдут формализованные вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. 

Цель также определяет большинство параметров теста, например, количество вопросов в нем. Тест «Какой вы киногерой?» на сайте онлайн-кинотеатра призван развлекать посетителей страницы. Поэтому и содержать он должен не слишком много вопросов, чтобы не успеть надоесть. Но если речь идет об определении психоэмоционального состояния человека, то тест должен содержать несколько десятков вопросов, чтобы получить более точную картину.

 

Совет 2. Выберите систему подсчета результатов

 

Конечно, некоторые типы тестов уже имеют готовые методики определения результатов. Но даже если вы используете только их, полезным будет узнать, как работает этот механизм, чтобы понимать его. Чаще всего применяются три методики подсчета результатов:

 

  1. «Верно-неверно». Это наиболее простой вариант, предполагающий дихотомическое деление вариантов ответа на правильные и неправильные. По итогу прохождения теста подсчитывается количество верных ответов, которое показывается заполняющему. Подобная механика лучше всего работает при проверке знаний, когда имеется однозначно правильный ответ.
  2. Арифметический подсчет. Более продвинутый вариант механики, основывающийся чаще всего на суммировании баллов по итогам теста. Однако встречаются и экзотические варианты: вычитание, умножение, деление и даже извлечение корня. По итогам подсчета баллов результат относится к одному из числовых интервалов, определяющих исход теста. Например, максимальная сумма баллов теста равна 20. Если результат попадает в интервал от 18 до 20 баллов, то заполняющий получает оценку «отлично», от 14 до 18 – «хорошо» и т. д. Арифметический подсчет полезно применять в случае наличия в одном тесте вопросов с разным уровнем сложности. Например, правильный ответ на вопрос «Назовите столицу Мадагаскара» может оцениваться в 1 балл, а правильный выбор решения тригонометрического уравнения — в 5 баллов. Это позволяет более точно измерить глубину знаний заполняющего.
  3. Комбинация вариантов. В отличие от двух ранее упомянутых механик, комбинация предполагает оперирование не числами, а непосредственными вариантами ответов. Например, если в тесте «Какой автомобиль вам подойдет?» заполняющий последовательно отмечает, что любит скорость, адреналин и красивый дизайн кузова, то в результате ему покажется спорткар. Таким образом, создаются комбинации, состоящие из нескольких вариантов, которые определяют итоговый результат. Эта методика довольно востребована в психологических тестах, где нет правильных и неправильных ответов, а есть направления, ведущие заполняющего к одному из результатов. Ее частным случаем является методика подсчета наибольшего количества вариантов, например, если заполняющий выбрал больше вариантов А, то он относится к «зеленой» группе, если B – к «желтой» и т. д. 

 

 

Совет 3. При составлении теста изучите тему

 

Этот совет актуален и в случае подготовки аттестационного теста и развлекательной викторины, потому что даже неправильные варианты должны выглядеть правдоподобно. Составление вопроса для качественного теста предполагает предоставление заполняющему набора равноценных вариантов ответа. Однако здесь важно не перестараться: варианты не должны быть очень похожими, спорными и среди них должен быть однозначно верный (если, конечно, это предполагается методикой вашего теста). 

Также знание темы при составлении теста позволяет разбить его на несколько смысловых блоков, делая заполнение более удобным. Наиболее ярко это проявляется в учебных тестах, блоки которых соответствуют изученным темам. Но аналогично на смысловые блоки может делиться, например, и тест сотрудников: знание правовых основ, знание финансовых основ, знание продуктовой линейки и т. д.

И наконец, знание темы, по которой создается тест, позволяет минимизировать вероятность ошибки. Два одинаково верных варианта ответа при необходимости выбрать один, отсутствие верного варианта как такового, несоответствие формулировки вопроса и представленных вариантов не добавят доверия к этому тесту у заполняющих. А некорректные результаты вызовут волну разбирательств после прохождения тестирования.

 

Совет 4. Сделайте тест интерактивным и информативным для заполняющих

 

Несомненное преимущество онлайн-тестов перед обычными текстовыми – это возможность использовать несколько каналов подачи информации. Это могут быть видео- или аудиовопросы, задания, предполагающие выбор или рассмотрение фотографий, иллюстраций, схем и т. д. Все это позволяет использовать вариативные формы заданий в рамках одного теста, повышая вовлеченность респондентов.

Однако не стоит ограничиваться только добавлением изображений. Тест, наряду с проверочной функцией, должен нести и познавательную. Добавьте к вариантам ответа (если это позволяет методика тестирования) текстовые пояснения, объясняющие заполняющему правильность или ошибочность выбора. Не забывайте про оформление страницы с результатами тестирования. Не ограничивайтесь демонстрацией заполняющему количества полученных им баллов. Оставьте развернутый комментарий, описывающий  результат, рекомендации по его улучшению, возможно, ссылки на источники информации, благодаря которым заполняющий сможет повысить свой уровень знаний. 

 

 

Совет 5. Тестируйте тест

 

Еще один, как может показаться, банальный совет, однако чем серьезнее тест или сложнее его структура, тем актуальнее он становится. Пройдите составленный тест несколько раз. Чтобы оценить его качество ориентируйтесь на следующие вопросы:

  • Понятны ли формулировки задаваемых вопросов? Соответствуют ли они теме тестирования?
  • Корректны ли варианты ответов? Нет ли среди них схожих? Имеется ли однозначно правильный вариант (если того требует методика)?
  • Достаточно ли количество вопросов в тесте? Раскрывают ли они тему в достаточном объеме?
  • Оптимально ли количество вариантов ответов в вопросе? Их должно быть не слишком мало, чтобы выбор не был ограничен, и не слишком много, чтобы выбор не был затруднен из-за разнообразия.
  • Правильно ли настроена логика теста (если она имеется)? Показываются ли заполняющему только те вопросы, которые предназначены для него?
  • Имеет ли тест аккуратный внешний вид? Отсутствуют ли в его тексте ошибки и опечатки?
  • Интересен ли тест для заполняющих (в случае, если вы делаете развлекательный тест)?

 

Приведенные здесь советы, конечно, не охватывают весь спектр вопросов по созданию тестов. Однако они помогут освоить основные механики их подготовки, чтобы создать более качественные тесты в будущем.

 

Вы можете составить тест с помощью сервиса Anketolog.ru.

 

 

 

Опубликовано 06.05.2020