Шкала Лайкерта
Порядковая шкала оценок или шкала Лайкерта названа в честь своего разработчика Рэнсиса Лайкерта. Такой тип вопроса необходим в анкете, если вы хотите измерить чье-либо мнение или отношение к проблеме.
Частый вариант использования шкалы – респондентов просят указать степень своего согласия или несогласия с заданным утверждением. Для этого задаются варианты ответов в диапазоне от минимума до максимума. Например, при ответе на вопрос “Укажите, насколько вы удовлетворены состоянием сервиса в нашей гостинице” на полюсах расположены два промежуточных утверждения “совершенно не удовлетворен” и “полностью удовлетворен” . При этом для них применяется цифровое обозначение, где “совершенно не удовлетворен” соответствует единице, а “полностью удовлетворен” – цифре “5”. Средним значением, которому в данном случае соответствует цифра “3”, может являться ответ “затрудняюсь ответить”.
Шкалу Лайкерта, состоящую из 5 позиций можно записать и в текстовом формате:
- Полностью согласен
- Частично согласен
- Трудно сказать, согласен или не согласен
- Частично не согласен
- Совершенно не согласен
Такой вариант ее представления удобен для ее восприятия респондентом, в отличие от семипозиционной шкалы, в которой варианты ответа, записанные текстом будут непонятны для респондента
Также значениями шкалы могут выступать цифры от -7 до +7 с нулевым показателем в центре. Разрядность или количество отметок в шкале определяется исходя из конкретно заданных задач исследования. Наиболее популярны в маркетинговых и социологических исследованиях 5-разрядные шкалы (5 пунктов ответа).
Шкала с положительными и отрицательными цифровыми показателями без нулевого (нейтрального) значения в центре носит название шкала Стэпела. В такой шкале может быть представлено несколько утверждений, как это показано на рисунке ниже. Цель такой шкалы – выяснить отношение респондента к проблеме, основываясь на нескольких полярных характеристиках / свойствах объекта. Семантическая шкала в данном случае может состоять из большого количества пар антонимов.При такой шкале обычно наносятся граничные определения, а пространство между ними разбивается на 7 диапазонов (от 1 до 7 или -3 до +3), которые характеризуют степень приближенности мнения респондента к тому или иному определению. Пример использования шкалы такого типа представлен ниже.
В отличие от простого вопроса-выбора, шкала Лайкерта позволяет определить степень суждения. Это может быть очень полезно при рассмотрении сложных вопросов. А так как многие маркетинговые стимулы основаны на субъективных отношениях и мыслительных ассоциациях, не выраженных в какой-либо явной степени, то данный тип шкалы особенно эффективен при исследовании продуктов / услуг предприятия, его товарной марки или имиджа в целом.
При обработке результатов подсчитывается среднее арифметическое для каждой пары антонимов или для другого показателя, который предложен в шкале. Однако для пользователей “Анкетолога” задача упрощается – результаты обрабатываются автоматически.
Рекомендации по использованию шкалы Лайкерта
- Позиции шкалы (варианты ответов) обозначайте словами. Нумерованные шкалы от 1 до 5, к примеру, несмотря на их широкое использование в профессиональной сфере, доставляют респондентам неудобства, так как они не сразу догадываются, какой конец диапазона имеет отрицательно значение, а какой – положительное. Определения от “плохо” до “отлично”, как показывает практика, лучше воспринимаются опрашиваемыми.
- Создавайте вопросы с нечетным количеством вариантов ответа (0-4, 1-5, 1-7, 1-9). Такие шкалы имеют среднее значение, которое выбирают при невозможности ответа на поставленный вопрос.
- Не создавайте слишком много вариантов ответа. Практика показывает – у респондентов возникают затруднения при ответе на поставленный вопрос, если вариантов ответа в шкале больше 7. Чтобы опрашиваемые выбирали ответ осмысленно, а не случайно, всегда придерживайтесь этого правила.
- Сохраняйте однополярность. Методологически более эффективным делает вопрос однополярная шкала. Например, судя по нашему опыту, шкала со значениями “очень смелый” / “совершенно несмелый” находится для респондента в одном смысловом ключе, а “очень смелый” и “очень робкий” – в разных.
- Формулируйте вопросы именно в виде вопросов. Согласие или несогласие с утверждениями часто подвержены ошибкам – респонденты с большей вероятностью соглашаются с утверждениями, что бы в них не говорилось. Вместо этого старайтесь задавать респондентам вопросы – их чаще всего читают с большим вниманием.
В целом, шкала Лайкерта очень удобна и универсальна. Она позволяет в достаточно лаконичной форме оценить уровень эффективности, удовлетворенности или степень вероятности с максимальной точностью оценочных значений.
Вы можете построить свою анкету с использованием шкалы Лайкерта на проекте Anketolog.Ru, а также собрать ответы респондентов.