Инструменты и методики сервиса → Шкала Лайкерта

FvwAWtVDzNkПорядковая шкала оценок или шкала Лайкерта названа в  честь своего разработчика Рэнсиса Лайкерта. Такой тип вопроса необходим в анкете, если вы хотите измерить чье-либо мнение или отношение к проблеме.

Частый вариант использования шкалы — респондентов просят указать степень своего согласия или несогласия с заданным утверждением. Для этого задаются варианты ответов в диапазоне от минимума до максимума. Например, при ответе на вопрос «Укажите, насколько вы удовлетворены состоянием сервиса в нашей гостинице» на полюсах расположены два промежуточных утверждения «совершенно не удовлетворен» и «полностью удовлетворен» . При этом для них применяется цифровое обозначение, где «совершенно не удовлетворен» соответствует единице, а «полностью удовлетворен» — цифре «5″. Средним значением, которому в данном случае соответствует цифра «3″, может являться ответ «затрудняюсь ответить».

Шкала лайкерта

 

Шкалу Лайкерта, состоящую из 5 позиций можно записать и в текстовом формате:

  • Полностью согласен
  • Частично согласен
  • Трудно сказать, согласен или не согласен
  • Частично не согласен
  • Совершенно не согласен

Такой вариант ее представления удобен для ее восприятия респондентом, в отличие от семипозиционной шкалы, в которой варианты ответа, записанные текстом будут непонятны для респондента

Также значениями шкалы могут выступать цифры от -7 до +7 с нулевым показателем в центре. Разрядность или количество отметок в шкале определяется исходя из конкретно заданных задач исследования. Наиболее популярны в маркетинговых и социологических исследованиях 5-разрядные шкалы (5 пунктов ответа).

 

Шкала Лайкерта

Шкала с положительными и отрицательными цифровыми показателями без нулевого (нейтрального) значения в центре носит название шкала Стэпела. В такой  шкале может быть представлено несколько утверждений, как это показано на рисунке ниже. Цель такой шкалы — выяснить отношение респондента к проблеме, основываясь на нескольких полярных характеристиках /  свойствах объекта. Семантическая шкала в данном случае может состоять из большого количества пар антонимов.При такой шкале обычно наносятся граничные определения, а пространство между ними разбивается на 7 диапазонов (от 1 до 7 или -3 до +3), которые характеризуют степень приближенности мнения респондента к тому или иному определению. Пример использования шкалы такого типа представлен ниже.

 

Шкала Лайкерта

 

В отличие от простого вопроса-выбора, шкала Лайкерта позволяет определить степень суждения. Это может быть очень полезно при рассмотрении сложных вопросов. А так как многие маркетинговые стимулы основаны на субъективных отношениях и мыслительных ассоциациях, не выраженных в какой-либо явной степени, то данный тип шкалы особенно эффективен при исследовании продуктов / услуг предприятия, его товарной марки или имиджа в целом.

При обработке результатов подсчитывается среднее арифметическое для каждой пары антонимов или для другого показателя, который предложен в шкале. Однако для пользователей «Анкетолога» задача упрощается — результаты обрабатываются автоматически.

Рекомендации по использованию шкалы Лайкерта

  • Позиции шкалы (варианты ответов) обозначайте словами. Нумерованные шкалы от 1 до 5, к примеру, несмотря на их широкое использование в профессиональной сфере, доставляют респондентам неудобства, так как они не сразу догадываются, какой конец диапазона имеет отрицательно значение, а какой — положительное. Определения от «плохо» до «отлично», как показывает практика, лучше воспринимаются опрашиваемыми.
  • Создавайте вопросы с нечетным количеством вариантов ответа (0-4, 1-5, 1-7, 1-9). Такие шкалы имеют среднее значение, которое выбирают при невозможности ответа на поставленный вопрос.
  • Не создавайте слишком много вариантов ответа. Практика показывает — у респондентов возникают затруднения при ответе на поставленный вопрос, если вариантов ответа в шкале больше 7. Чтобы опрашиваемые выбирали ответ осмысленно, а не случайно, всегда придерживайтесь этого правила.
  • Сохраняйте однополярность. Методологически более эффективным делает вопрос однополярная шкала. Например, судя по нашему опыту, шкала со значениями «очень смелый» / «совершенно несмелый» находится для респондента в одном смысловом ключе, а «очень смелый» и «очень робкий» — в разных.
  • Формулируйте вопросы именно в виде вопросов. Согласие или несогласие с утверждениями часто подвержены ошибкам — респонденты с большей вероятностью соглашаются с утверждениями, что бы в них не говорилось. Вместо этого старайтесь задавать респондентам вопросы — их чаще всего читают с большим вниманием.

В целом, шкала Лайкерта очень удобна и универсальна. Она позволяет в достаточно лаконичной форме оценить уровень эффективности, удовлетворенности или степень вероятности с максимальной точностью оценочных значений.

 

Вы можете построить свою анкету с использованием шкалы Лайкерта на проекте Anketolog.Ru, а  также собрать ответы респондентов.

start-button

Опубликовано 26.08.2014