Инструменты и методики сервиса → Интернет-исследования. Немного о репрезентативности опросов аудитории в сети

internet-oprosНа сегодняшний день многие социологи, маркетологи и другие специалисты, занимающиеся разного рода исследованиями, с недоверием относятся к онлайн-опросам и исследованиям, проводимым через интернет, намекая на их нерепрезентативность. Оправданы ли эти сомнения, какого рода исследования можно проводить в интернете, какие преимущества дает всемирная сеть исследователям и откуда берутся панелисты, мы расскажем в этой статье.

Исследование аудитории интернета

На самом деле проникновение интернета по всему миру растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Так, если в 2007 году в России оно составляло 20%, то к 2013-му численность пользователей всемирной сети уже достигла 61% (по данным последних исследований InternetWorldStats). Это говорит об охвате большой части населения страны и вовлечении в интернет-пространство различных слоев. Одновременно с этим решается и проблема представленности в сети старшего поколения – все больше пенсионеров обучаются компьютерной грамотности и азам пользования интернетом. Так, за последний год на Анкетологе зарегистрировалось 1119 людей в возрасте от 45 до 85 лет.

Но, несмотря на это, преобладающая часть панелистов в интернет-исследованиях все же молодое поколение, чаще обеспеченные люди. Но ведь именно они ценны для компаний-заказчиков маркетинговых исследований. Именно эта аудитория приобретает товары и услуги как в интернете, так и в оффлайне.

При указанной доле охвата и представленности целевой аудитории в этом плане интернет-исследования можно считать вполне репрезентативными. Онлайн-опросы в этом случае способны отразить мнение большинства представителей целевой группы, при этом погрешность не будет сильно разниться в сравнении с результатами исследования, проведенного оффлайн (фокус-группы, телефонные опросы и др.) или оффлайн и онлайн одновременно.

Откуда берутся панелисты

Чаще всего компании, проводящие маркетинговые исследования в интернете, пользуются сторонними онлайн-панелями. Яркие тому примеры – панель Ромир, Онлайнмонитор (MASMI) и Cint.

Однако некоторые фирмы берутся за долгий и дорогостоящий процесс – организацию собственной онлайн-панели. Они обычно рекрутируются через популярные порталы, где представлена разноплановая аудитория – мужчины и женщины, семейные и холостые, с детьми и без, владельцы автомобилей, покупатели бадов и косметики, гаджетов и домашних животных, а также посредством электронной почты, рекламы и приглашений по телефону. Посредством набранных таким образом онлайн-панелей можно проводить репрезентативные опросы интернет-пользователей практически на любые темы, исследования аудитории интернета.

Участники онлайн-панелей при регистрации соглашаются участвовать в опросах, маркетинговых интернет-исследованиях, оставляя о себе подробную информацию – личные данные, потребительские предпочтения. Эта информация позволяет исследователю производить выборку целевой аудитории по нужным параметрам.

panelisty

Проверка достоверности указанной панелистом информации происходит программными методами (проверка множественных учетных записей – адресов, телефонов, паролей), а также вручную – (отслеживание разночтений в ответе одного и того же респондента, динамическое сравнение ответов на вопросы анкеты с профилем респондента и мн. др.).

Преимущества интернет-исследований

Компании, занимающиеся проведением исследований через интернет, пользуются двумя главными преимуществами всемирной сети перед стандартными методами проведения исследований.

Первым и, пожалуй, самым главным преимуществом интернет-исследований является существенная экономия времени. Так, сбор количественных данных может быть осуществлен за 1-2 дня. Аналогичное исследование оффлайн заняло бы несколько недель. Кроме того, обработка результатов в онлайн-среде значительно упрощается.

Второй плюс – экономия финансов. Это существенный фактор, снижающий стоимость проведения исследования для заказчика.

Наконец, ценность интернет-исследований состоит еще и в том, что можно опросить труднодоступную и сложную группу потребителей, например, инвалидов. На улицах людей этой категории встретишь не часто, зато у многих из них есть дома интернет, так как именно с его помощью они часто зарабатывают деньги. Другая категория — мамы, сидящие дома с маленькими детьми, не имеющие возможности  лишний раз выйти на улицу или уделить много времени телефонному опросу.

Виды интернет-исследований

Наиболее часто используются:

  • Оценка эффективности рекламных кампаний
  • Тестирование концепций/идей
  • Изучение имиджа и позиционирования бренда
  • Оценка упаковки и товарного знака
  • Исследование покупательских намерений
  • Тестирование ценовой политики
  • Мониторинг слоганов, названий
  • Оценка позиции бренда на рынке, тесты упаковки, рекламы
  • Исследования методом conjoint-анализа
  • Исследования покупательских привычек и отношения к продукту.

Это лишь малая часть исследований, проводимых в интернете среди панелистов – аудитории опроса. Чаще активно проводятся маркетинговые исследования для компаний. Однако все больше в интернет-сообщество вовлекаются и стандартные социологические опросы, затрагивающие актуальные проблемы. Иными словами проведение маркетинговых и других исследований в интернете является для продвинутых исследователей отличной поддержкой в выполнении порой даже самых сложных задач.

Идите в ногу со временем. Испытайте преимущества интернет-исследований прямо сейчас.

На Анкетологе вы можете легко создать анкету любой сложности и провести интернет-исследование среди участников нашей собственной панели респондентов. Подробнее

Опубликовано 29.09.2014