Составление анкеты для проведения опроса
Анкета — это основной инструмент количественного исследования в маркетинге и социологии, проводящегося методом опроса. От структуры анкеты, корректности, точности и простоты вопросов зависит качество полученных данных, которые могут обрабатываться и интерпретироваться, но уже не могут меняться.
В ходе проведения многочисленных социологических и маркетинговых исследований специалистами был разработан ряд правил, которым следует следовать при составлении анкеты для проведения опроса. Приступать к разработке инструментария рекомендуется после разработки концепции и программы исследования, после формулировки цели и задач исследования, выработки основных гипотез, подлежащих проверке. То есть первые вопросы, которые должны быть сформулированы разработчиком перед составлением анкеты для проведения опроса, – это вопросы к самому себе или так называемые «программные» опросы.
Перед формулировкой основных информационных вопросов, из которых будет составлена анкета для проведения опроса, необходимо провести интерпретацию и детализацию основных понятий. Немаловажным является «перевод» специальных терминов на «человеческий» язык, исключение из формулировки вопросов профессионализмов и слов, значение которых ясно далеко не всем респондентам.
После подготовительного этапа наступает непосредственное составление анкеты для проведения опроса, то есть этап формулировки анкетных вопросов. Вопросы делятся на несколько смысловых блоков и так называемую «паспортичку» или социально-демографический блок, направленный на то, чтобы учесть такие характеристики респондентов как пол, возраст, образование, семейное положение, уровень дохода и другие показатели. Блоки вопросов располагаются в анкете, следуя внутренней логике диалога с участником опроса так, чтобы постепенно раскрывалась исследуемая тема. Составляя анкету для проведения опроса, следует помнить о важности таких вопросов, как «фильтры» «вводные» и «контрольные». Первые позволяют отсеять или, иначе говоря, дисквалифицировать неподходящих респондентов, вторые — погрузить участников в ход опроса, а контрольные вопросы помогают проверить корректность и честность ответов респондента.
При составлении анкеты для проведения опроса в интернете следует учитывать его специфику, которая заключается в том, что при заполнении анкеты рядом с респондентом не будет интервьюера, который сможет направить его и объяснить смысл вопроса. С одной стороны, это снижает риск стороннего влияния на мнение респондента, а следовательно, уменьшает размер погрешности, допускаемой в исследовании. Однако с другой стороны это же явление уменьшает степень увлеченности респондента опросом, так как у него отсутствует собеседник, задающий вопросы. Для того, чтобы сгладить описанный негативный эффект, при составлении анкеты для проведения опроса используются интерактивные вопросы. Иногда в опросник включается даже элемент игры.
Составленная анкета для проведения опроса проверяется на отсутствие грамматических ошибок и проходит тестовую проверку или «прогон» на специалистах, участвующих в разработке инструментария. После такой рабочей отладки рекомендуется проведение пилотажного опроса, в котором могут принять участие от 20 до 50 человек. «Пилотажка» позволяет выявить слабые места анкеты и откорректировать некоторые вопросы, в которых была допущена методическая неточность.
Отдельно следует отметить, что составление анкеты для проведения опроса в электронном виде имеет огромное преимущество перед бумажным форматом, заключающееся в том, что анкета как документ не требует распечатки, а исправляется очень легко в режиме онлайн.
С помощью сервиса Анкетолог легко составить онлайн-анкету и провести опрос.