Метрические шкалы в социологии
Социологическое или маркетинговое исследование в большинстве случаев связано с измерением изучаемых показателей. Для количественных параметров одним из наиболее эффективных способов измерения является метрическая шкала.
Что такое метрическая шкала и как ее правильно применять в анкетах?
Метрическая шкала в социологии — это непрерывный ряд значений числового показателя. Такая шкала должна давать ответ на вопрос, насколько или во сколько раз различаются значения изучаемого признака у одного респондента в сравнении с другим. Примером метрической шкалы в вашей анкете может стать измерение возраста респондента — в данном случае можно установить, что один из них, скажем, на пять лет моложе или вдвое старше другого. Пример представлен ниже.
Используя конструктор анкет «Анкетолога», метрическую шкалу можно создать с помощью вопросов «Выпадающий список», «Одиночный выбор» и «Множественный выбор». При этом нужно позаботиться о том, чтобы предлагаемый перечень включал в себя все возможные варианты ответа. Этот способ лучше подходит для вопросов, предполагающих небольшой разброс значений. Пример такой метрической шкалы — вопрос о количестве домашних животных.
Метрическая шкала: пример использования и анализ данных
К метрической шкале в социологии применимы практически любые математические методы анализа данных. Так, имея полный объем информации о размере дохода респондента, можно вычислить любые виды средних значений. К примеру, можно рассчитать средний уровень дохода среди представителей разных профессий или полов. Помимо этого, возможен расчет коэффициента вариации, медианы и прочих стандартных компонентов статистического анализа количественной переменной.
Кроме того, такие данные позволяют использовать более точные методы диагностики взаимосвязи между переменными: например, метрическая шкала в социологии дает возможность рассчитывать коэффициент корреляции Пирсона – выяснить, верно ли, что с увеличением возраста доходы респондентов возрастают.
Наконец, метрические шкалы в социологии — это отличная база для построения так называемой регрессионной модели. Она дает возможность не только установить факт влияния исследуемого признака на зависимую переменную, но и определить степень его влияния. Например, используя метрическую шкалу для сбора данных о доходе респондента, мы можем выяснить, как сильно он влияет на количество детей в его семье.
Провести социологическое, маркетинговое исследование с помощью онлайн-сервиса