Социометрия. Статистические методы анализа данных для решения практических задач (ч. 3)
Качественные исследования
В рамках онлайн-анкетирования актуальными являются два типа анализа данных исследования:
– социометрия / социометрический анализ и
– категориальный анализ.
Социометрия / Социометрический анализ
Метод социометрии (от лат. socius – товарищ, компаньон, соучастник; metrim – измерение) как метод анализа данных был разработан в США психологом Дж. Морено в 1934 году. Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, внутригрупповые связи и иерархии в малых социальных группах, то есть реально существующих образованиях, где люди собраны вместе и объединены каким-либо общим признаком (например, рабочий коллектив, студенческая группа, и др.).
Социометрия(sociometry) позволяет выявить лидеров и аутсайдеров, измерить авторитет формального и неформального лидеров, определить социально-психологический климат в группе, выявить наличие конфликта, а также ценностные ориентации.
Внимание! Социометрия эффективна в группах численностью не более 30 человек.
Социометрия. Последовательность действий
В основе процедуры рассматриваемого метода лежит так называемый социометрический опрос, который состоит из следующих этапов:
1. Подготовка: исследователь знакомится с различными характеристиками коллектива и определяет, какие данные он хочет получить.
2. Исследователь устанавливает содержание и количество социометрических критериев. Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. Члены группы делают положительный либо отрицательный выбор в отношении других членов группы, таким образом, обнаруживая свои симпатии и антипатии.Критерий формулируется таким образом, чтобы побуждать человека отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовить совместный проект?», «Кого из коллег ты бы пригласил на день рождения в первую очередь?» и т.д.
3. Проведение опроса. Опрос лучше проводить в коллективах, которые имеют опыт совместной деятельности, в результате которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами.
4. Социометрия и матрица.Обработка информации и интерпретация данных: на основании ответов участников заполняется социометрическая матрица – таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов.
На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма.
В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (внешний круг). Стрелки обозначают взаимную либо одностороннюю симпатию/антипатию.
Социометрия и социограмма. Социграмма позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. На основании полученной информации можно строить «рейтинги популярности», определять позиции участников в структуре межличностных отношений, выделять подгруппы и т. п. При желании можно провести более глубокий анализ и рассчитать специальные индексы – индекс социометрического статуса индивида в группе и индекс групповой сплоченности.
На сегодняшний день социометрический анализ широко применяется в психологии (социальная психология, психотерапия), педагогике, социологии, а также менеджменте и управлении персоналом.
Категориальный анализ/ Метод категоризации
Категориальный анализ или метод категоризации применяется для анализа качественных данных, представленных текстом. Например, ответов на свободные вопросы, где респондент отвечает самостоятельно, формулируя ответ своими словами. В результате использования данного метода можно получить новый массив данных для последующей статистической обработки.
Для качественного выполнения подобного рода анализа необходимо глубоко понимать и разбираться в исследуемой проблеме и ее понятийном аппарате, так как он основан на непосредственной работе с семантикой ответов, то есть значениями слов и словосочетаний. Важным замечанием является необходимость сохранения баланса. Нельзя сильно упрощать понятия, приводя их к наиболее общим категориям, потому что при этом теряется часть смысла, вложенного в ответ респондентов. Также и наоборот, нельзя составлять слишком узкие категории, содержащие 1-2 понятия, т.к. структура данных остается громоздкой, а ее анализ затруднительным. Поэтому рассматриваемый метод предполагает в большей степени творческий подход, а не механическую обработку.
Приведем простой пример.
Предположим, собраны ответы о причинах неудовлетворенности работой сотрудников какой-либо организации, представленные в следующем виде.
Причины неудовлетворенности работой (на основе свободных ответов)
Итак, мы видим, что имеются несколько проблемных точек: размер заработной платы, температура в рабочем кабинете, неудобная мебель, некачественная уборка помещений и размер премиальных выплат. На основе выделенных критериев формируем две обширные категории: финансовые причины и санитарно-гигиенические условия. В первую категорию включаем все, что связано с заработной платой и премированием, во вторую – недовольство окружающими условиями и материальным обеспечением. Таким образом, получаем следующую классификацию.
Причины неудовлетворенности работой (на основе свободных ответов)
Заметим, что категориальный анализ требует несколько больше времени на свое выполнение, чем статистический. И имеет свои особенности, связанные с анализом большим текстовых массивов. Поэтому для его корректного выполнения и решения исследуемой проблемы необходимы специальные знания и умения. Также вы можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога.
По вопросам расчета индексов:
E-mail: manager@anketolo
Телефон: +7 (383) 203-49-99
Первая и вторая части статьи “Статистические методы анализа данных для решения практических задач”.
Сохранить