Покупательский спрос
Сейчас тот, кто владеет информацией — владеет миром, а тот кто владеет информацией о потребителях — владеет спросом.На страницах нашего блога мы рассмотрим один из действенных методов, как прогнозировать покупательский спрос — метод опроса и онлайн-исследований и как с помощью опросных методик изучать покупательские предпочтения и спрос.
Что такое покупательский спрос?
Покупательский спрос — это отношение между ценой определенного товара, который готовы купить потребители, и количеством приобретаемого товара за данную цену.
Изучение покупательского и рыночного спроса представляет собой
1.сбор
2. обработку
3.анализ информации, которая поступает от потребителя продукта или услуги, то есть вашей целевой аудитории.
Каким образом изучать покупательский спрос и потребительские потребности ?
Одним из наиболее эффективных, популярных (и недорогих!) методов изучить покупательский спрос — метод онлайн-опроса. В чём его преимущества?
Во-первых, метод опроса потребителей позволяет изучить основополагающие виды покупательского спроса: формирующийся спрос (анализ данных опроса потребителей помогает определить реакцию покупателей на новый товар при выходе на рынок, обозначить факторы позиционирования нового товара/услуги), реализованный спрос (данные исследования реализованного спроса выявляют общие закономерности формирования рынка спроса, его структуру, сезонные колебания и пр.), неудовлетворенный спрос (потребители высказывают свои пожелания по улучшению обслуживания, вносят предложения по реализации товара/услуги и пр, вы получаете структурированную обратную связь). Таким образом, осуществляется взаимодействие с потребителем на всех этапах приобретения и использования товара или услуги с учетом покупательских, экономических факторов.
Во-вторых, если ваш товар не является уникальным и требует стандартного анализа, вы можете воспользоваться уже разработанными шаблонами опросов, которые помогут вам изучить покупательский спрос. Изучение покупательского спроса происходит по известному сценарию. На первом этапе вы определяете проблемы исследования – те задачи, которые необходимо будет решить анализом полученных с помощью опроса результатов. На втором этапе происходит разработка основных вопросов вашего исследования, на третьем – построение выборки, то есть того числа целевых респондентов, которое вам нужно опросить. Далее вы составляете анкету и осуществляете сбор ответов. Как получить ответы? Вы можете собрать их их двумя способами – онлайн или офлайн. В данный момент наиболее распространенным общением с потребителем является онлайн-канал – с помощью email-рассылки, установки виджета на сайте, на ресурс или с помощью онлайн-панели респондентов Анкетолога. В зависимости от целей вы также можете опрашивать клиентов офлайн, например, с помощью планшета в магазине для того, чтобы определить покупательский спрос на определенные товары, непосредственно до или после покупки. Нужно обратить особое внимание на обеспечение репрезентативности опроса. Репрезентативность – это то, насколько полученные результаты отражают изучаемое явление, то есть покупательский спрос на продукцию и услуги. Для того чтобы обеспечить репрезентативность, необходимо, прежде, всего правильно рассчитать выборку респондентов. В этом вам поможет статья “Как правильно рассчитать объем выборки” с удобным калькулятором выборки. Сам опрос можно построить по шаблону, обычно состоящему из нескольких главных, целевых вопросов (после них идет социально-демографических блок, вопрос доходов респондента и места его проживания). Ссылка на шаблоны по анализу покупательского спроса здесь, здесь и здесь. В опросе представлены следующие шаги: Выявление целевой аудитории: Периодичность приобретения товара: Определение приемлемой цены (финансовый фактор), этому уделен целый блок вопросов: Позиционирование товара, выявление его сильных/слабых сторон, акцентов:
Пример исследования потребительского рынка “Покупательский спрос”:
*В исследовании “Покупательский спрос” проводится оценка формирующегося рыночного потребительского спроса. Вы – компания, занимающаяся производством и установкой дровяных печей. Ваша цель – выявить рыночный спрос вашего товара на существующем в данный момент рынке. Для этого вы определяете вашу целевую аудиторию потребителей следующими вопросами: Имеете ли вы земельный участок, Нравится ли вам строить что-либо своими руками, Знают ли они в принципе о подобных товарах. Получив большинство положительных ответов, вы начинаете собирать необходимые данные: как часто респонденты готовят, где они это делают и пр. Затем презентуете свой товар, спрашиваете о его ценности для респондента, предполагаемой цене, своих прямых конкурентах. В качестве бонуса вы можете попросить оставить контактные данные респондента для отправки ему коммерческого предложения. Подобным опросом можно “убить нескольких зайцев”: получить необходимое количество информации до вывода товара на рынок, сократить свои риски, вдобавок получить “горячие” данные потенциальных клиентов. В случае, если у вас возникли затруднения и вам нужно проанализировать покупательский спрос, обратитесь к нашим специалистам, мы поможем. E-mail: manager@anketolo