Оценка персонала: современные методы для построения кадровой политики
Эффективное управление коллективом и решение бизнес-задач невозможно без чёткого понимания компетентности каждого сотрудника, его сильных сторон и качеств, требующих совершенствования. Оценка персонала давно зарекомендовала себя как действенный инструмент формирования адекватной кадровой политики. Но широко распространённые традиционные методы становятся всё менее полезны и информативны. В нашей статье мы рассмотрим, какие методы оценки персонала больше соответствуют современным требованиям менеджмента организации.
Оценка персонала и задачи кадровой политики
Оценка персонала подразумевает не только исследование профессиональных умений и результатов работы сотрудника, но и изучение его личностных особенностей и коммуникационных навыков.
Оценка персонала может решить следующие задачи кадровой политики:
- выявить эффективность сотрудников;
- отобрать лучших для продвижения по карьерной лестнице;
- спланировать кадровый резерв;
- оптимизировать либо изменить систему мотивации;
- разработать стратегию увеличения эффективности работы сотрудников, в том числе организовать обучение и повышение квалификации;
- осуществлять мониторинг производительности рабочего коллектива;
- принять взвешенное решение о реструктуризации и сокращении должностей.
Методы оценки персонала
Все методы можно разделить на две основные категории – индивидуальной и групповой оценки. Первая ориентирована на изучение персональных характеристик сотрудника, а вторая основана на исследовании эффективности работников внутри выделенной группы/отдела/всего коллектива.
К классическим методам индивидуальной оценки персонала относятся методы анкетирования и ранжирования.
Метод анкетирования
предполагает, что непосредственный руководитель оценивает работника, заполняя стандартизированные формы. Такой способ оценки экономичен с точки зрения временных затрат и бюджета, но крайне субъективен и малоинформативен. Как правило, стандартная шкала не учитывает особенности профессии, что в разы снижает ценность полученных сведений.
Метод ранжирования
зачастую используется как противоположность предыдущему методу. Руководитель сопоставляет эффективность одного сотрудника своего отдела с показателями других. На основании этого сравнения он формирует рейтинг. Все работники классифицируются в группы – лучшие, хорошие, средние, плохие, худшие. Такой метод также отличается простотой и посредственной информативностью.
К сожалению, классические методы анкетирования и ранжирования не подходят для решения многих сложных задач кадровой политики. С помощью них практически невозможно оценить потенциал служащего, спланировать обучение и развитие персонала. Поэтому использовать их нужно в совокупности с более современными методами оценки, такими как “360 градусов”, ассессмент-центр и разработка моделей компетенций.
Данные методы нейтрализуют минусы традиционных методик:
1) делают акцент на оценку коллеги всеми участниками группы/коллектива. Что помогает устранить субъективизм и однобокость выводов о профессиональной пригодности.
2) сотрудник оценивается в разрезе деятельности всей компании, а не строго в рамках своего отдела. В таком ракурсе можно изучить глубинную значимость каждого служащего и оптимизировать кадровый состав организации.
3) основной упор приходится на изучение потенциала работника. Это позволяет разглядеть незадействованные ресурсы и составить план профессионального развития.
Метод “360 градусов”
относится к наиболее популярным и простым методам групповой оценки персонала. Сотрудник оценивается с четырёх ракурсов: руководителя, коллег, подрядчиков и клиентов. Если производится аттестация начальника, то добавляется пятая категория – подчинённые. Таким образом, данный метод позволяет получить комплексный развернутый отзыв о работе человека.
Сотрудники заполняют одинаковые бланки либо для каждой категории аттестуемых подготавливаются специализированные формы. Само проведение опроса происходит в условиях строжайшей анонимности при помощи компьютеров либо онлайн-платформ. Главной трудностью в организации подобной аттестации персонала является поиск критериев, по которым следует оценивать работников. Чаще всего для каждой исследуемой должности составляют список профессиональных и личностных компетенций. Обработка результатов опроса достаточно проста. Ответы заносят в общую базу, суммируют и выводят средний результат по каждой оцениваемой группе. Полученную информацию можно отобразить в виде такой диаграммы:
Платформа «Анкетолог» существенно упрощает организацию аттестации персонала по методу “360 градусов”. Примеры вопросов, разработанных нашими сотрудниками:
Ассессмент-центр
– это комплексный метод, сочетающий в себе психодиагностическое тестирование работника, проведение с ним биографического интервью, моделирование деловых и управленческих ситуаций, требующих демонстрации профессиональных знаний и личностных качеств.
Данный метод крайне эффективен для оценки потенциала сотрудника и разработки оптимальной программы развития. Существенным минусом является его трудоёмкость и относительная дороговизна в случае привлечения сторонних экспертов. Поэтому, за редким исключением, ассессмент-центр проводят только для оценки руководящих позиций.
Модель компетенций
– наиболее сложный в реализации и ресурсозатратный метод оценки персонала. Существуют готовые модели, которые можно адаптировать для конкретного предприятия. Также можно разработать модель компетенций с нуля, но, как правило, это под силу только крупным компаниям.
В первую очередь нужно ответить на два вопроса:
1) модель компетенций для руководителей и для исполнителей будет одинаковой или различной;
2) разделение будет осуществляться исходя из функционала, иерархии или комплекса этих параметров.
Затем необходимо создать профиль ключевых (профессиональных, личностных, управленческих) компетенций для каждой должности. Для этого организуются экспертные группы с возможным приглашением внешних специалистов. В обязательном порядке следует установить лимит компетенций, иначе полученные данные будет сложно обработать. Для компетенции разрабатывается шкала оценки и прописываются индикаторы поведения, по которым в ходе аттестации оценивается человек.
Подводя итоги, хочется отметить, что сочетание классических и современных методов оценки персонала даёт наилучший эффект, а использование онлайн-сервисов значительно сокращает расходы на проведение дорогостоящих аттестационных мероприятий.