Неолиберализм

Неолиберализм — концепция, которую должен понимать каждый социолог. Чаще всего «неолиберализм» понимают как некую новую версию либерализма. С одной стороны, это верно. Однако сегодня под либерализмом понимают скорее экономическое толкование этого термина — индивидуальные свободы, конкуренцию, частную собственность и свободные рынки.

Либерализм как философское и общественно-политическое течение, с которым связано значение термина «либеральный», подразумевает несколько другое — поощрение равенства, оценку коллективного блага и защиту гражданских свобод, таких как речь, религия, пресса и право проводить митинги.

История неолиберализма

Согласно Дэвиду Харви, чья книга «Краткая история неолиберализма» признана одним из наиболее важных высказываний по этой теме, неолиберализм — это «политическая экономическая практика», которая способствует полной свободе воли отдельных людей как экономических субъектов. Неолибералы выступают за «сильные права частной собственности, свободные рынки и свободную торговлю» с минимальным вмешательством правительства и регулированием. Приверженцы экономического неолиберализма стремятся приватизировать такие институты, как образование, здравоохранение и социальные услуги, а также дерегулировать такие отрасли, как энергетика, связь, продукты питания, фармакология и финансы.

Британский писатель Джордж Монбиот, основываясь на критике Харви, утверждает, что неолиберализм лежит в основе всех наших проблем, потому как сводит человеческие отношения к холодным конкурентным боям, оттесняет отдельных людей в группу простых потребителей и предполагает, что демократия в основном работает только для лучшего осуществления покупки и продажи товаров и услуг. Самые зловещие неолибералы предполагают, что «рынок» — это естественная и объективная сила, которая решит все наши проблемы. К сожалению, люди не принимают во внимание, что рынок чреват властными отношениями: «то, что хочет рынок», как правило, означает то, что хотят корпорации и их начальники.

«Конечный результат неолиберальной идеологии, — продолжает Монбиот — заключается в том, что мы верим в миф о self-made человеке: богатые убеждают себя, что они приобрели свое богатство благодаря только своим заслугам, игнорируя преимущества, такие как образование, наследование и принадлежность к богатому социальному классу, которые, возможно, помогли обеспечить его.

Бедные начинают винить себя за свои неудачи, даже когда они  мало что могут сделать, чтобы изменить обстоятельства. Такие лозунги начинают звучать как мантры: «Не обращайте внимания на структурную безработицу, если у вас нет работы, это лишь потому, что вы безынициативный и лентяй». «Не обращайте внимания на невозможные расходы на жилье, если ваша кредитная карта безлимитна». И неважно, что у ваших детей больше нет школьной игровой площадки, на которую нет денег, неважно, что они толстеют, — это все ваша вина. В мире, управляемом конкуренцией, те, кто отстает, становятся по самоопределению лузерами — проигравшими неудачниками».

Критика неолиберализма

Анализ и критика неолиберализма, которые делают Харви и Монбиот, проиллюстрированы в книге социолога Дженнифер Сильвы «Краткий очерк: занятия рабочего класса в эпоху неопределенности». Основываясь на 100 развернутых, глубоких интервью с молодыми людьми в Массачусетсе и Вирджинии, Сильва рассматривает, как люди рабочего класса понимают и объясняют свою неспособность найти успех на своей работе и в семьях.

Вместо выявления внешних переменных, таких как экономическая реструктуризация и сокращение (которые влияют на возможности трудоустройства), культурные преобразования смысла любви и брака (которые влияют на романтические отношения) и долгосрочный застой в достижении богатства и дохода для всех американцев, за исключением 1% элиты (что влияет на финансовую стабильность, вернее нестабильность), эти люди с большей вероятностью принимают индивидуалистическую перспективу и прямо возлагают вину за свои недостатки на себя. Иными словами, они лелеют неолиберальную идеологию, чтобы объяснить свои недостатки и неудачи, даже если они не знакомы с ней и никогда не слышали этот термин.

Неолиберальные ценности респондентов

loser-2362302_960_720Для респондентов в исследовании Сильвы есть тенденция — подавляющее нежелание признать, что внешние и структурные препятствия, такие как экономическая несправедливость, могут объяснить их личные неудачи. Даже когда они испытывают регулярные разочарования в достижении стабильной занятости, установлении прочных семейных связей и получении некоторой финансовой устойчивости, «культурная логика неолиберализма резонирует на самом глубинном уровне их самосознания». Они пришли к убеждению, что их успех полностью зависит от двух взаимно подтверждающих идей: уверенности в себе и прочного индивидуализма.

Логика неолиберализма или ее отсутствие

Логика неолиберализма может показаться непосвященным сложной и непонятной. Однако ее можно понять проще, если вспомнить знаменитое заявление С. Райт Миллса о личных и публичных проблемах. В «Социологическом воображении» Миллс указывает, что многие люди не видят, что их проблемы — безработица, разлад в семье, финансовые долги — одновременно испытывают миллионы других людей. Если вы страдаете от одной и той же «личной» проблемы, от которой страдает большой сегмент населения, то не лучше ли думать об этой проблеме как о публичной? И, если наши личные проблемы лучше понимаются как разрастания и проявления более широкой общественной проблемы, то разве мы не должны искать социальные объяснения и социальные решения этих социальных проблем?

Когда мы принимаем, сами того не осознавая, культурную логику неолиберализма, мы становимся слепыми, и не видим целостную картину проблемы. У нас нет понимания того, как власть неравномерно структурирована и как она распределяется в обществе, особенно в том смысле, что она помогает одним, но сдерживает других. В этом смысле идея неолиберализма кажется довольно нелогичной и даже антисоциологичной. Однако она по-прежнему распространена в Соединенных Штатах и используется для объяснения социально-экономических позиций людей. Поэтому и важно понимать неолиберализм. Нам нужно иметь интеллектуальную проницательность и аналитическую информацию, чтобы не идти на поводу у несправедливых принципов неолиберализма в том его понимании, которое описано выше.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить