Мотивация персонала

Мотивация персонала — это важная вещь. К сожалению, руководство не всегда о ней помнит. Однако мотивацию можно назвать двигателем прогресса. Не очень мотивированный человек вряд ли выполнит поставленные задачи качественно. А что если среди персонала таких людей много? Падает эффективность отделов, а затем и всей организации. Люди увольняются, надеясь, что найдут место с более выгодными условиями. Возникает большая текучесть кадров среди персонала, которая также неблагоприятно действует на рабочий климат.

Если же у людей высокая мотивация, они, напротив, выполняют поставленные задачи как можно лучше, видят результат своих трудов, чувствуют себя значимыми и стремятся трудиться еще лучше. Кроме того, в коллективе, где  персонал и сотрудники мотивированы, проще создать дружескую атмосферу. Когда человек мотивирован и доволен собой, он реже грустит и не ищет повода с кем-то поругаться, обвинить коллегу в собственных неудачах и т.п. Приятная атмосфера в коллективе также способствует мотивации персонала.

Виды мотивации персонала

Поощрение

В мотивации персонала огромную роль играет поощрение. Чтобы сформировать крепкую и мотивированную команду, рабочий коллектив, нужно постоянно поддерживать обратную связь с персоналом компании. Существует два вида мотивации  — материальная  и нематериальная. К материальной мотивации относятся: заработная плата, премии, внеочередной отпуск, подарки и т.д. Нематериальная мотивация направлена на получение работниками эмоциональных выгод: повышение самооценки, гордость за выполненную работу.

Важно следить за актуальностью методов. Раньше популярным видом нематериальной мотивации было размещение фотографий лучших работников персонала предприятия на доске почета, что очень мотивировало. Сегодня этот способ не так эффективен, работники чаще предпочитают получать взамен комфортную рабочую обстановку или что-то материальное, например, корпоративную скидку на абонемент в спортивный зал. Среди других современных методов:

  • спонтанные подарки работникам;
  • забота о семьях персонала, например, путевки в детские лагеря и санатории, сладкие подарки на праздники;
  • внеплановый выходной день для персонала;
  • свободный график работы;
  • премия за хорошее здоровье тем, кто не болел весь год.

Порицание

Иногда в качестве мотивации персонала используются не только методы поощрения, но и порицания. Это могут быть штрафы или выговоры за ошибки в работе персонала, плохо выполненную работу, низкий темп работы. Такие методы мотивации персонала тоже эффективны и в известной степени мотивируют и мобилизуют, но применять такие методы нужно осторожно. Социологи рекомендуют использовать метод порицания в целях мотивации сотрудников в шутливой форме: награждать шутливыми титулами  малопродуктивных сотрудников, например, «черепаха месяца», «ленивец года». Это более безобидный способ указать работнику на его слабый результат. В то же время вряд ли кому-то захочется носить этот титул долго. На самом деле способов мотивации персонала много. Как же выбрать наиболее подходящий способ мотивации персонала?

Теории мотивации сотрудников

Существует множество теорий о том, что мотивирует людей. Например, по Ф. Герцбергу, лучшими мотиваторами являются внешние условия труда (например, деньги) и содержание труда (например, удовлетворенность работой). По известной теории А. Маслоу, работники удовлетворяют свои иерархические потребности: физиологические, потребность в безопасности, социальные, духовные, потребность в самоактуализации. Удовлетворение потребностей одного уровня повышает мотивацию удовлетворить потребности следующего уровня, таким образом человек постепенно продвигается вверх.

Согласно теории Д. Макгрегора, работники делятся на два типа — X и Y. Сотрудники типа X не любят работу, всячески стремятся ее избежать. Мотивировать таких людей можно только деньгами и чувством безопасности. Сотрудники типа Y —любят, проявляют энтузиазм и творческий потенциал, получают удовольствие от того, что делают. Эти типы не являются врожденными, работник может переходить из X в Y и наоборот. По данной теории, мотивирование  должно проводиться с учетом типов сотрудников.

Онлайн-опрос о мотивации персонала

Изучение теорий мотивации не будет лишним для руководителей, но гораздо проще опросить сам персонал, что мотивирует его сильнее. Для этого есть удобный инструмент — онлайн-опрос. Опросы, проводимые с помощью сервиса Anketolog, позволяют получить достоверные ответы в краткие сроки. Все данные защищены. Опрос можно пройти как с компьютера, так и с мобильного телефона, он займет всего несколько минут. На сайте anketolog.ru есть уже готовые шаблоны для анкет на разные темы, в том числе и анкета, посвященная исследованию уровня мотивации персонала. С помощью нашей анкеты вы узнаете важные переменные, влияющие на мотивацию:

  • какое место занимает работа в жизни сотрудника;
  • нравится ли ему здесь трудиться;
  • какие факторы для него наиболее важны в работе — размер оплаты труда, условия труда, место расположения, коллектив и др.;
  • удовлетворен ли он каждым из этих факторов;
  • что сильнее мотивирует его к работе;
  • если бы у сотрудника был выбор: работать или нет, что бы он выбрал?
  • ему удобнее работать одному или в коллективе?

Полученные ответы помогут улучшить условия труда, найти индивидуальный подход к каждому сотруднику и повысить мотивацию персонала. Проводите такие опросы хотя бы иногда. Работникам будет приятно, что к их мнению прислушиваются, они станут трудиться эффективнее и с удовольствием.

Сервис онлайн-опросов и исследований «Анкетолог»создать опрос

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить