Как и зачем проводить маркетинговое исследование рынка

Один из самых актуальных вопросов для бизнеса любого масштаба и возраста — «какова ситуация на рынке»? Стартапы ищут свободные ниши, пытаются понять ценообразование в нужной отрасли, исследуют в целом конъюнктуру сегмента. Опытные игроки ищут информацию о конкурентах, изучают потребителя, выявляют положение товара фирмы в системе отрасли.

Задачи в рамках изучения рынка могут быть разными, но самым эффективный инструмент для их решения остается один — маркетинговое исследование.

 

Маркетинговое исследование рынка — это обзор и анализ существующей бизнес-среды, в которой функционирует компания. В нем затрагиваются такие аспекты как процессы развития, география, барьеры, емкость, структура среды.

Цель маркетингового исследования рынка — сформировать массив данных об определенном сегменте маркетинговой среды и проанализировать его. Эта информация не только даст ответы на существующие вопросы в определении и уточнении стратегии компании, но и поможет в принятии всех последующих маркетинговых решений.

Различают два возможных типа маркетингового исследования рынка с точки зрения времени:

  1. Реальное состояние бизнес-среды компании на данный момент. Обычно, подобный обзор не теряет своей актуальности на протяжении как минимум 2-3 лет.
  2. Перспективы развития отрасли и прогноз ее состояния.

Маркетинговое исследование рынка, как правило, раскрывает информацию об одном или нескольких элементах рынка, так как полный анализ всех аспектов рынка стоит дорого и не всегда так уж необходим. Поэтому правильное исследование начинается с выбора предмета анализа. В последующем это определит задачи и направление работы без ресурсных затрат на получение лишней информации, а значит исследование получится компактным и экономичным. От предмета зависит выбор методов, определение эффективных инструментов, составление плана исследования и, в конечном итоге, размер бюджета. Предметом анализа рынка могут быть следующие аспекты:

  • Структура рынка. Производится анализ конъюнктуры и емкости маркетинговой среды, выявляются основные игроки рынка, актуальная структура и тенденции развития.
  • Товар компании. Исследуются тенденции развития бизнес-среды и оценивается доля компании (продукта компании) в прогнозируемом развитии.
  • Целевой сегмент. Исследуется перспективность и привлекательность рыночных сегментов для последующего выбора целевого рынка.
  • Потребитель. Анализируется поведение потребителя, его потребности и ожидания, уровень спроса, доверия.
  • Цены. Исследуется ценообразование сегмента, ценовая политика конкурентов и оценка мнения потребителей по поводу «справедливой цены».
  • Свободные ниши. Исследуются каналы сбыта, наиболее эффективные цепочки движения товара, незанятые ниши и их перспективность.
  • Конкуренты. Анализируется конкурентная среда сегмента рынка, SWOT-анализ конкурентов и собственного предприятия.

Наконец, чтобы ваше исследование рынка было действительно информативным, постарайтесь привлечь к нему социологов.

Дело в том, что даже опытный маркетолог будет проводить исследование в русле экономического подхода и обращать внимание прежде всего на экономические основы функционирования данного рынка, ценовую политику, конкуренцию и рынки сбыта. Тогда как исследование бизнес-среды, проводимое социологами, помогает открыть другие «движущие силы» отрасли.

Мало кто задумывается об институциональной структуре рынка: его нормы, правила и традиции зачастую определяют принципы работы бизнес-среды даже больше, чем вся экономическая сторона. Для понимания сложившейся системы также важно исследовать социальные механизмы, типы поведения участников (покупателей, соперников, внерыночных игроков), образовавшуюся культуру бизнес-среды, вопросы доверия на рынке и справедливости цены. Все эти неэкономические факторы, выявляемые в исследовании рынка, являются ценной информацией для построения маркетинговой стратегии компании.

Закажите маркетинговое исследования рынка у специалистов — социологов и маркетологов на нашем сервисе «Анкетолог».

 

Готовые маркетинговые исследования рынков

В последние годы готовые продукты исследовательских организаций приобретают всю большую популярность, готовые маркетинговые исследования рынков — не исключение. Данные такого анализа всегда актуальны, дополнены свежей информацией из уст непосредственных потребителей изучаемого рынка. Покупатель моментально получает доступ к анализу и выводам, как правило, не только в текстовом формате, но и в виде понятных схем, диаграмм и других наглядных материалов.

Кроме того, готовые маркетинговые исследования рынка выручают предприятия, не обладающие достаточной ресурсной базой для проведения собственного исследования. Сбор данных — трудоемкий и дорогостоящий этап, а потому работа над ним должна вестись под контролем профессионалов. Всегда лучше обратиться за нужной информацией к специалистам, чем увеличивать расходы на содержание компетентного персонала ради нескольких исследований в год.

Сэкономьте время, загляните в наш магазин готовых исследований «Анкетолог».

Если вы все еще сомневаетесь в полезности маркетингового исследования рынка, помните, кто владеет информацией — тот владеет миром.