Для HR-специалистов → Изучение психологического климата в коллективе

Психологический климат в коллективе прямо влияет на показатели эффективности компании. Чем спокойнее и увереннее сотрудник чувствует себя на рабочем месте, тем качественнее выполняет задачи и быстрее учится на своих ошибках. Если же атмофсера в компании «страдает», то страдают все, в том числе и результаты работы. В статье мы расскажем, как исследовать психологический климат в коллективе и увеличить эффективность работников.

 

 

Какие способы исследования существуют?

 

Наблюдение

Первое, что вы можете сделать – это взглянуть на сотрудников со стороны и оценить ситуацию в целом. Обратите внимание на то, как общаются коллеги между собой, на их настрой. Постарайтесь понять, умеют ли они слушать друг друга и с желанием ли работают. Если в коллективе все в порядке с бодростью духа, взаимоуважением и энтузиазмом, это говорит о благоприятном психологическом климате. Если же вы замечаете подавленные настроения, унылость, равнодушие или зависть к успехам коллег и уж тем более ссоры внутри команды — это указывает на то, что пора что-то предпринять или, как минимум, провести детальное исследование.

 

Интервью

Этот метод исследования поможет узнать субъективную оценку отдельного сотрудника. Интервью представляет собой диалог работника со специалистом с глазу на глаз. Путем ответа на вопросы в устном виде интервьюер может выяснить его удовлетворенность или неудовлетворенность условиями труда, узнать об отношениях с коллегами и мотивированности. При этом специалист не может высказывать свою личную оценку ответов испытуемого, так как задача — получить достоверные результаты для качественного анализа. Такой метод подойдет лишь для небольших коллективов, потому что провести интервью с тысячами сотрудников будет сложновато.

 

Фокус-группа

Тоже очный метод исследования социального климата в компании, представляет собой более глубинное интервью. Фокус-группа поможет определить и решить конкретные проблемы внутри коллектива, оценить лояльность сотрудников к компании, диагностировать корпоративную культуру. Процедура фокус-группы заключается в том, что в специально подготовленное помещение приглашают 8-12 сотрудников одного статуса или занимающих одну и ту же позицию. Специалист-модератор действует по сценарию и пытается добиться максимальной вовлеченности каждого члена группы. Все полученные данные фиксируются специалистом, а также могут записываться на аудио-/видеоаппаратуру для того, чтобы проанализировать позже. Метод фокус-группы также подойдет для компаний с малым количеством работников.

 

Опросы

Самым популярным и эффективным способом диагностики социального климата в компании являются опросы, которые для экономии ресурсов лучше проводить онлайн с помощью сервиса анкетирования. Они помогут за короткий срок получить внушительный объем информации и подойдут крупным компаниям. Для исследования сотрудникам предлагают, как правило, анонимно ответить на ряд вопросов в письменном виде. Далее анкеты обрабатываются и подводятся результаты, которые покажут, что происходит внутри компании.

Здесь необходимо очень внимательно подойти к разработке вопросов и найти “золотую середину” в их количестве. Слишком короткий опрос будет малоинформативным, но и в случае, если анкета будет перегружена, результаты тоже дадут мало достоверной информации. Под конец респонденты просто устанут и начнут заполнять поля по принципу “лишь бы ответить” или не ответят вовсе.

С помощью опросов компании успешно выявляют проблемы в коллективе. Так, компания Amazon, благодаря материалу The New York Times 2015 года, прослыла примером “нерабочих” рабочих условий — оказалось, что в компании распространены эйджизм, перегрузки и прореживание штата по принципу «выживает сильнейший». Введение компанией ежедневных коротких опросов для каждого сотрудника помогло ей лучше понять слабые места и приступить к изменениям.

Активно использует опросы и компания Google, которая не раз была названа “Лучшей компанией для работы” и имеет сильную корпоративную культуру. Она предлагает сотрудникам в любой момент выразить свои мысли и идеи и имеет на этот случай массу анкет. Также компания регулярно проводит крупнейший опрос, помогающий получить обратную связь по сотням проблем.

 

Социометрика

Отдельным методом исследования называют тест Джекоба Морено. Он помогает определить симпатии и антипатии между коллегами.

Сама процедура заключается в том, что каждому члену группы предлагают устно или письменно отметить товарищей в порядке предпочтения, с которыми они готовы участвовать в какой-либо деятельности. Например, «с кем бы вы поехали в продолжительную командировку?» или «кого бы из коллег пригласили на день рождения?». От того, как будут подобраны вопросы, зависит успех всего исследования. Суть в том, что существуют разные критерии выбора: сильные и слабые. И чем важнее деятельность для человека, чем более продолжительный контакт с другим она предполагает, тем сильнее данный критерий выбора. Как правило, для исследования подбираются вопросы разных критериев, чтобы выявить стремление работника общаться с коллегами в разных видах деятельности: работе, отдыхе или дружбе. Такое исследование вы можете провести даже самостоятельно с помощью онлайн-анкеты.

 

Метод «360 градусов»

Этот способ исследования направлен на то, чтобы оценить компетенции отдельного сотрудника, выявить его сильные и слабые стороны и мотивировать на саморазвитие.

Процедура представляет собой анонимное или не анонимное анкетирование рабочего окружения отдельного сотрудника: руководителей, подчиненных, коллег, клиентов, а также его самого. Работника оценивают по заданным критериям, которые определяются целью исследования. В результате получают взгляд на сотрудника “со стороны” и рейтинг его компетенций. Он же получает обратную связь о своей работе и понимание, насколько его самооценка совпадает с реалиями.

Такой способ исследования позволит трезво взглянуть на коллектив, увидеть конфликтные ситуации, повлиять на эффективность работы и, возможно, принять решение о проведении обучающих мероприятий.

 

 

Как сделать жизнь коллектива лучше?

 

После того, как вы проведете исследование психологического климата в коллективе и выявите его слабые места, вам предстоит работа над изменениями.  Мы подготовили несколько общих рекомендаций, которые помогут улучшить настрой в компании и повысить эффективность деятельности работников.

 

  1. Дайте немного свободы

Люди чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда у них есть возможность контролировать окружающую обстановку. Позвольте им самим обустроить свое рабочее место, возможно, принести личные вещи. Это касается и рабочего процесса — если вы будете расписывать рабочий день сотрудников по минутам, они не будут мотивированы и не решатся проявить самостоятельность, когда она потребуется. Дайте понять, что они могут предложить свои идеи и помочь компании достичь целей.

 

  1. Не запрещайте общаться между собой

Коллегам необходимо общение, это позволит лучше понимать друг друга и создаст дружественную атмосферу на работе. Запрет же скажется и на общем настроении, и на эффективности каждого. Лучше обустройте обеденную зону, где работники смогут вместе пообедать и пообщаться в расслабленной обстановке. А потом радуйтесь благоприятному психологическому климату в вашей компании.

 

  1. Дайте почувствовать, что офис — это не только работа

Проводите неформальные мероприятия, позвольте отмечать праздники и даже дни рождения. Это поможет снизить стресс от работы, положительно скажется на восприятии рабочего пространства и поднимет показатели эффективности сотрудников.

 

  1. Интересуйтесь их мнением

Чтобы поддерживать благоприятный психологический климат, не забывайте про регулярные исследования. Предложите сотрудникам отмечать настроение в начале и конце рабочего дня или проводите небольшие опросы раз в месяц. Такая тактика поможет контролировать ситуацию в коллективе и вовремя заметить нежелательные изменения.

 

Для того чтобы исследовать социальный климат в компании самостоятельно, вы можете создать анкету на нашем сайте.

 

 

 

Опубликовано 16.04.2019