Детектор лжи: как узнать, искренни ли ваши респонденты

Опросы — эффективный инструмент для выявления проблем вашего бизнеса. Но иногда респонденты бывают невнимательны при ответах на вопросы, а порой — и недобросовестны. Чтобы получить объективные данные при опросе целевой аудитории, специалисты используют вопросы-ловушки и вопросы контроля. Рассказываем, как эти приемы помогут получить достоверную информацию и что делать, чтобы они работали эффективно.

 

 

Вопросы-ловушки

 

Этот тип второстепенного вопроса нацелен на то, чтобы проверить, можно ли доверять респонденту и его ответам. Как правило, в вопросах такого типа респондента спрашивают о несуществующем, например, о несуществующем товаре. В случае, если опрошенный дает такому предмету какую-либо оценку, вместо того чтобы выбрать вариант «затрудняюсь ответить», то это послужит сигналом, что и другие его ответы не так честны, как хотелось бы.

Так, российский социолог Владимир Ядов в своем исследовании приводит в пример азербайджанских писателей-фантастов, предложивших читателям оценить 41 произведение, среди которых значилась несуществующая книга Н. Яковлева «Долгие сумерки Марса». Оказалось, что ее «читали» 10% опрошенных, и значительной части она не понравилась. В другом опросе Института Социологии среди общественных движений упоминались выдуманные «кухтеристы». Однако то, что такого движения не существовало, не помешало 1,2% опрошенным поддержать его, а 12,8% — высказаться против. Этих респондентов можно подозревать либо в невнимательности, либо в заведомой недобросовестности.

Вопросы-ловушки также помогают выявить респондентов, неосведомленных в конкретной теме. Это пригодится, если вам нужно провести опрос среди профессионалов и отсеять тех, чьи ответы не помогут вам при анализе результатов.

 

 

Вопросы контроля

 

Контрольные вопросы — тоже тип вспомогательных вопросов, которые позволят узнать, что на самом деле думают респонденты. Они помогают проверить достоверность данных, непротиворечивость ответов и оценить качество получаемой информации.

Как правило, контрольные вопросы дополняют, уточняют сведения, полученные в ответах на основные вопросы. Основным вопросом будет тот, который задается в более широком смысловой диапазоне и прямой форме, также он может являться закрытым, например: «Вам понравился этот торт?». Вопрос контроля же предполагает частности и конкретику: «Заказали бы вы этот торт еще раз?». Если опрашиваемый ответит на эти вопросы по-разному, это может означать, что респондент недостаточно честен.

 

 

Что делать, чтобы эти вопросы работали

 

Для получения качественных и честных результатов анкетирования, нужно не только добавить в опрос вопросы-ловушки и вопросы контроля, но и следовать некоторым правилам их использования.

  1. Для начала рекомендуется продумать главные вопросы анкеты и только потом детализировать их вопросами-ловушками и вопросами контроля. Это позволит сформировать логику всей анкеты.
  2. Вопросы контроля следует ставить спустя 3-5 вопросов после основного, чтобы респонденты не уловили прямой связи с основным вопросом.
  3. Для большей уверенности в честности ответа на основной вопрос, его дополняют не одним, а 2-3 контролирующими вопросами.
  4. Однако не следует злоупотреблять количеством вопросов контроля и вопросов-ловушек, а также ставить их друг за другом. Социолог Владимир Ядов заметил, что это ведет к увеличению количества неответивших.
  5. Следует отметить, что вопросы-ловушки не используются при проведении экспертного опроса, так как в этом случае предполагается активное сотрудничество с высококвалифицированными специалистами.

Провести опрос самостоятельно можно с помощью нашего сервиса онлайн-анкетирования. Также вы можете обратиться к нашим специалистам, чтобы грамотно составить анкету для опроса и получить достоверные данные.