Как вычислить мошенников в платных онлайн-опросах
Сегодня возможности заработка в интернете очень широки. К сожалению, столь же широка, если не безгранична, фантазия мошенников, предлагающих разбогатеть всего за пару минут. «Анкетолог» проанализировал подозрительные сайты с платными опросами и сформулировал основные признаки, которые почти наверняка обнаруживают мошенника.
Вы спросите, а кто-нибудь вообще платит за опросы и не является ли это предложение подозрительным в принципе? На самом деле нет, это вполне реальный и распространенный метод немного подработать в свободное время, да еще и помочь какой-нибудь компании выпустить достойный продукт. Если совсем коротко, платные опросы работают так: коммерческая компания заказывает маркетинговое исследование, рекрутирует в интернете респондентов и предлагает им заполнить онлайн-анкету, а за потраченное время, разумеется, выплачивает небольшое вознаграждение. Так что этот способ вполне работает. Другое дело, что на онлайн-опросах стабильно паразитируют мошенники, и потенциальному респонденту нужно быть очень избирательным. Итак, разбираемся, что должно насторожить вас в опроснике в первую очередь.
Обещание слишком большой награды за опрос
Ни одна компания или маркетинговое агентство никогда не станут платить за заполнение анкеты 75-100 тысяч. Опрос – это метод количественного исследования, суть которого в том, чтобы получить статистические зависимости при помощи «достаточной» выборки, а это минимум 400-600 человек. И тратить 50 миллионов рублей на один опрос было бы, мягко говоря, нерационально. В реальности в среднем респондент получает за заполнение одной онлайн-анкеты от 50 до 200 рублей, причем верх этого диапазона относится к большим и сложным анкетам. Гораздо больше можно получить за участие в глубинных интервью и фокус-группах, но рекрутинг в них идет выборочный, с каждым кандидатом связываются отдельно.
Подозрительные ссылки
В ссылках на сомнительные опросы, как правило, нет ни указаний на компанию, организующую опрос, ни слов близкой тематики: «опрос», «исследование» и т. д. И вообще эти ссылки часто выглядят довольно неказисто, например: 9jg123money.ru, onebonus.tilda.ws и так далее. Дело в том, что подобные мошеннические сайты часто блокируются и открываются вновь под другими доменными именами, поэтому им приходится пользоваться таким вот незанятым именем-однодневкой.
Кричащие страницы с отсутствием конкретной информации
Любой опрос – это в первую очередь комплекс методологических действий, цель которых получить максимально правдивые и достоверные данные, а не привлечь внимание. Поэтому кричащий дизайн вкупе с отсутствием инструкций, правил заполнения и прочей справочной информации должен настораживать. Честный опросник должен объяснять алгоритм действий, а не выцыганивать номер вашей банковской карты на фоне веселеньких баннеров.
Отдельный элемент подобных страниц – кричащие заголовки: «Глобальный опрос», «Самый массовый опрос», «Самый лучший опрос 2019 года». У компаний, профессионально занимающихся реальными онлайн-опросами, анкеты поставлены на поток. У них нет «единственного» и «уникального» опроса. Есть еще одна анкета из списка.
Размытые цели опроса
В качестве причины проведения опроса подозрительные сайты указывают «повышение известности компании», «привлечение внимания к компании» и прочие максимально размытые формулировки. Однако любые имиджевые цели при организации маркетингового исследования являются для компании вторичными. Основная цель опроса, как уже было сказано, получение достоверной и точной информации от потребителей по тому или иному вопросу, связанному с продуктом компании. Это абсолютно утилитарная вещь. А что касается привлечения внимания, то есть множество рекламных каналов, охватывающих значительно большую аудиторию и дающих значительно больший эффект, чем онлайн-опросы.
Отсутствие возможности перехода на страницу компании-организатора опроса
Онлайн-опросы заказывают компании, когда им необходимо протестировать рекламу, провести замер узнаваемости бренда, выяснить потребительские предпочтения и так далее. Отсутствие в опросе гиперссылок на компанию-организатора — еще один повод насторожиться. Еще более тяжелый случай — отсутствие вообще какой-либо информации о компании-организаторе опроса, номера телефона или корпоративного домена в почтовом адресе. Также встречается хитровыдуманный вариант, при котором все ссылки, ведущие на другие страницы, зациклены только на саму страницу с «опросом».
Ведение человека «в пустоту»
Способ рекрутинга, при котором респондента ведут на конкретную анкету, вполне правомерен и сам по себе не говорит о признаках мошенничества. Но после заполнения данной анкеты любая порядочная компания предложит респонденту зарегистрироваться в своей системе. Чаще всего эта система представляет собой онлайн-панель респондентов. Суть ее в том, что на основе указанных социально-демографических данных человек может участвовать в опросах неоднократно. Респондент для панели – ценный ресурс, разбрасываться им довольно странно.
В случае с подозрительными опросами человеку предлагается указать только «фамилию и имя» перед началом анкеты. На самом же деле фамилия и имя для заполнения анкеты не нужны совсем. Это персональные данные, которые указываются для регистрации в той или иной системе, но не для прохождения опроса.
Необходимость внесения денег для вывода награды за прохождение опроса
Отдельно стоит сказать о выводе средств. Если вы увидите окно для ввода номера банковской карты, телефона или кошелька сразу после завершения анкеты без какой-либо регистрации и прочих идентификационных действий — самое время не просто насторожиться, но закрыть это опросник навсегда.
Чтобы получить любую выплату, пользователь должен быть идентифицирован в системе компании. В онлайн-панелях у каждого респондента есть внутренний счет, присваиваемый после регистрации, все действия по которому фиксируются.
Сообщения же о том, что необходимо внести деньги на некий электронный кошелек, чтобы разблокировать его для вывода начисленных средств, оплатить комиссию или сервисный сбор, чтобы получить средства на карту – главный признак опросников-мошенников.
Компании, рекрутирующие респондентов для исследований и онлайн-панели, никогда не предлагают предварительно вносить какие-то деньги. Если у панели и есть комиссия, связанная с платежными системами, то вычитается она всегда из переводимых средств, без каких-либо дополнительных взносов.
Противоречивые отзывы
Еще один пункт, на который стоит обратить внимание. На странице подозрительного опросника часто располагают блок с отзывами. При внимательном изучении можно заметить, что восторженные комментарии чередуются с негативными, содержащими слова «развод», «разочарование», «не честно». Это может указывать на то, что перед вами опросник-мошенник, а положительные комментарии заказаны организаторами. О мошенничестве могут говорить и слишком объемные отзывы с подробностями получения денег, планами расходов и шаблонными личными историями из разряда: «у меня были большие проблемы с финансами, а потом я прошел опрос…».
Теперь вы знаете, как не попасться на жульничество с опросами. Вы можете зарегистрироваться в онлайн-панели респондентов «Анкетолог», проходить опросы от крупнейших мировых компаний и на собственном опыте узнать, как работают честные опросники.