Мотивация персонала и как ее повысить.Часть первая
Согласно исследованию Bersin & Associates, мировой рынок в области мотивации персонала насчитывает 46 миллиардов долларов. Компании тратят 1-2% своего фонда заработной платы на поощрение сотрудников.
И на это есть причины. В компаниях (это доказывает анкетирование сотрудников), где сотрудники чувствуют, что их ценят, производительность выше и количество желающих уйти по собственному желанию ниже на 31%,а мотивация персонала выше.
Это означает, что выбор правильного способа «награждения» персонала и отдельных его представителей является жизненно важным стратегическим решением компании .
Так какое поощрение, мотивация персонала лучше всего? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что в принципе мотивирует персонал и что им нужно для того, чтобы выполнять свою работу идеально.
Мотивация персонала. Что нужно сотрудникам?
Мотивация для персонала – это признание. Для сотрудников и персонала компании признание — это не то что они хотели бы получить, а то, что им жизненно необходимо. В этом и заключается мотивация труда персонала.
Согласно пирамиде потребностей Маслоу, высшими психологическими потребностями человека являются потребность в признании и ощущении себя частью общности.
Признание, поощрение и благодарность, как раз и способствуют удовлетворению этих потребностей и мотивации персонала, особенно, когда их ценят сослуживцы или коллеги по отделу.
Даже наиболее мотивированные и увлеченные сотрудники нуждаются в регулярном признании и вознаграждении, чтобы не терять свою внутреннюю мотивацию.
Метод оценки мотивации персонала
Как понять, чувствуют ли сотрудники, что их работа ценится?
Вы можете проводить анкетирование персонала, используя образцы анкет, – это отличный способ получить актуальную информацию о том, что влияет на их самочувствие и удовлетворенность работой.
Самое главное, что бы вопросы были несложные и прямые, в этом случае сотрудникам будет проще на них отвечать.
Вот примеры вопросов для опроса, которые можно задать сотрудникам:
Образцы анкет и шаблонов удовлетворенности сотрудников:
Изучение карьерных ожиданий
Время заполнения – 4 минуты, количество вопросов – 20
Пример вопроса из анкеты:
Изучение степени удовлетворенности персонала организации N
Количество вопросов – 20, время заполнения – 5 минут
Пример вопросов из анкеты:
Часто вы можете не догадываться, что в коллективе испытывают недостаток признания, но, дав возможность заполнить анкету сотрудникам, можно изменить эту ситуацию.
И еще один важный момент. Независимо от полученной информации, не оставляйте её без внимания, выделите время на ее обработку, разработку плана действий по разрешению узких мест и не откладывайте в долгий ящик реализацию этого плана.
Мотивация персонала и признание
Благодарность или признание?
Признание за хорошо выполненную работу может быть выражено разными способами, в виде благодарности, поощрения, вознаграждения и бонусов.
Вы можете сделать выразить благодарность публично или сделать это индивидуально. Даже искреннее «спасибо» или записка с благодарностью улучшит настроение и повысит продуктивность вашего сотрудника.
Как правильно признавать заслуги сотрудника?
- делайте это оперативно: не ждите слишком долго, чтобы вознаградить вашего сотрудника за хорошую работу;
- поощряйте конкретные, повторяющиеся действия или поступки: дайте четко понять, за что сотрудник получил вознаграждение, так чтобы другие сотрудники знали к чему стремиться;
- признавайте заслуги сотрудников за определенный период, например за первый квартал или за март;
- связывайте достижения с более крупными целями: дайте понять сотруднику, почему именно эти действия и поступки были отмечены, каким образом они помогают добиться бОльших целей и почему это важно.
Мотивация персонала и деньги
Деньги или другие вознаграждения?
Почему бы не выдавать денежные вознаграждения, тогда люди смогут купить то, что захотят?
Это неправильный вывод.
Несмотря на то, что денежное поощрение имеет конкретную материальную ценность, оно проигрывает другим видам вознаграждения, потому что не воспринимается как предмет гордости или трофей. Ты не можешь похвастаться им, оно вызывает меньше восхищения среди коллег – чаще этой информацией не принято делиться. Большинство людей тратит этот дополнительных доход на погашение кредита или другие текущие расходы (эти выводы основаны на анкетах сотрудников).
Сравните денежное вознаграждение, например, с оплаченным путешествием, которое сотрудники будут обсуждать со своими коллегами до и после самой поездки.
С точки зрения психологии у денег как таковых отсутствует определенный образ в нашем сознании, а нам в большей степени свойственно хранить в памяти более образные вещи или явления, например ужин с коллегами или концерт, билеты на который сотрудник получил в качестве поощрения своих заслуг.
А какими способами ещё эффективно мотивировать работников и как проводить анкетирование сотрудников узнаем во второй части статьи.