Для HR-специалистов → Как выявить вовлеченность персонала при помощи опроса?

Вовлеченность персоналаТермин «вовлеченность персонала» впервые появился в 1990 г. в статье Уильяма Кана из Бостонского университета «Психологические условия личной вовлеченности и невовлеченности на работе». По сей день эту тему широко обсуждают, исследуют и описывают, включая ее определение, составляющие и ценность для компании.

Разные взгляды на термин

Во многих случаях такие слова как «удовлетворенность», «преданность» и «мотивация» используются как синонимы слова «вовлеченность», что приводит к путанице и спорам. Некоторые ученые определяют ее как положительное отношение к компании, другие как степень взаимосвязи сотрудников и клиентов, третьи как уверенность и увлеченность сотрудников.

Определение вовлеченности персонала

В 2006 г. некоммерческий консалтинговый центр Conference Board провел обширный обзор литературы по исследованию вовлеченности сотрудников. Они разработали общее определение вовлеченности сотрудников, которое включает в себя все затронутые в литературе темы. Согласно ему,

Вовлеченность сотрудников — это наивысшая эмоциональная связь сотрудника с его организацией, под влиянием которой он прилагает больше добровольных усилий для выполнения своей работы.

Составляющие вовлеченности персонала

Существует 3 составляющие вовлеченности сотрудника: когнитивная, эмоциональная и поведенческая. Когнитивная составляющая отражает прагматичный подход к работе. Эмоциональная связь с организацией подразумевает положительное отношение сотрудников компании к руководству, отделу и своей работе. Поведенческая составляющая включает высокую эффективность и качество работы вкупе с меньшим количеством пропусков и конфликтов по сравнению с коллегами.

Что влияет на вовлеченность сотрудника?

Факторы, влияющие на вовлеченность, зависят от компании, коллектива, культуры и контекста самой работы. Большинство компаний выделяют от 3 до 20 факторов. Некоторые очевидны (например, материальные), другие — нет. Ниже приведен список факторов, влияющих на вовлеченность сотрудников, согласно исследованию 2009 г. Однако стоит отметить, что совсем не обязательно, что все они будут справедливы для какой-то конкретной организации.

  • Ориентирование на стратегию компании

Работа сотрудников согласуется с целями компании и тем, как их планируют достичь. Также важно понимать, как сотрудник относится к миссии компании, ее ключевым ценностям. Все это помогает ему понять «Для чего он здесь».

  • Доверие высшему руководству

Сотрудники доверяют и верят в своих руководителей и готовы следовать за ним.

  • Рабочие отношения с непосредственным руководителем

Отношения с руководителем напрямую влияют на работу и желание сотрудника остаться в компании. Если между руководителем и сотрудником налажены хорошие отношения, то сотрудник чувствует себя более комфортно, ему проще работать. У американцев есть выражение «People don’t quit their job, they quit their boss» (Люди бросают не работу, а босса). В данном случае она как нельзя более актуальна. Здесь также важно отметить, что сотрудникам необходима конструктивная обратная связь от руководителя, которая поможет им преуспеть в работе.

  • Коллеги

Благодаря правильно выстроенным отношениям с коллегами, сотрудники более вовлечены в процесс и работают продуктивнее. Кроме того, осознание себя частью команды, является очень важным мотивирующим фактором.

  • Личное влияние

Персонал должен чувствовать, что есть возможность самостоятельно определять: как лучше выполнить свою работу, что их новые идеи оценят, и что их усилия (неважно увенчались они успехом или нет) будут замечены.

  • Карьерные возможности

Здесь важны интересные направления развития карьеры (в том числе в пределах компании), которые будут вдохновлять сотрудников и позволять им расти и развиваться. Для этого нужно периодически проводить семинары и собрания внутри компании.

  • Поддержка профессионального роста

Возможность развития сотрудника за счет назначения ему действительно важных задач и доверия руководства.

  • Характер работы

Предоставление сотрудникам интересных (!) и нетривиальных задач, которые соответствуют их навыкам, квалификации и опыту.

  • Возможности развития

Дать возможность сотрудникам не только принимать участие в формальных программах обучения, но и применять полученные навыки и знания в своей работе под присмотром опытного наставника, а также дать возможность учиться у других. Помните, что люди изначально мотивированы на независимость, на достижение совершенства, все это — составляющие профессионального и личностного роста.

  • Признание сотрудников

Искреннее и своевременное признание вклада сотрудников. Недостаток признания является основной причиной, по которой люди бросают работу. Текучка кадров в компаниях с вовлеченными сотрудниками и высоким уровнем корпоративной культуры существенно ниже. Про мотивацию сотрудников можно почитать здесь и здесь.

  • Справедливая зарплата

Мотивировать сотрудников путем зарплаты, соответствующей выполняемой работе и уровню компании.

Как и для чего измеряется вовлеченность персонала?

Обычно она измеряется с помощью специально-разработанных опросов вовлеченности сотрудников.

При проведении опросов и разработке программы улучшения вовлеченности руководители ищут ответы на три основных вопроса: 1) Кто вовлечен, кто нет и на каком уровне? 2) Какие факторы влияют на вовлеченность сотрудников или ее отсутствие? 3) Каким образом можно повлиять на эти факторы, чтобы сделать сотрудников более вовлеченными?

Вот как это можно применить в вашем опросе:

Пример опроса

2   Также следует отметить, что программа улучшения вовлеченности персонала - это не универсальное решение, которое подойдет всем. Это сложная, индивидуальная для каждой компании система, которая подразумевает длительное развитие. Такие программы являются стратегическими решениями, важность которых сложно переоценить.

Цифры  Вовлеченность сотрудников

Вовлеченные сотрудники являются одной из составляющей успеха компании. Так, согласно исследованиям  ISR Global Research, вовлеченность персонала влияет на прибыль компании. По результатам исследования рост прибыли компаний с высоким уровнем вовлеченности сотрудников составил 13,2% в год по сравнению с 3,8% для компаний с низким уровнем вовлеченности. Используйте сервис Анкетолог. чтобы составить подходящие опросы по выявлению вовлеченности, мотивированности для ваших сотрудников.start-button

Опубликовано 26.09.2016